Зарайск. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 24 июня

ясно+24 °C

Онлайн трансляция

Итальянский кабинет XVII века впервые представлен посетителям музея-заповедника «Зарайский кремль»

20 мая 2019 г., 9:49

Просмотры: 75


В собрании музея-заповедника «Зарайский кремль» хранится немало прекрасных памятников западноевропейского мебельного искусства. Большая часть их представлена в экспозиции музея, но некоторые ещё ждут своего открытия широкой публике. Одним из таких памятников, который впервые представлен посетителям музея, является итальянский кабинет XVII века.

Согласно определению, данному в книге «Стили мебели» Д. Кеса, кабинет — это декоративный шкаф, предназначенный прежде всего для хранения бумаг, но зачастую используемый также как бюро. Первые варианты кабинетов относятся к эпохе Возрождения. Просвещённая итальянская знать в своих домах устраивала специальные помещения, называемые «studiollo», что означает «комната для занятий». Там размещались оригинальные предметы, хранились уникальные коллекции, приобретённые в результате длительных путешествий по дальним странам. Гуманисты XVI века коллекционировали антики, то есть древности: геммы, монеты, реальные артефакты истории и искусства. Такие собрания древностей возбуждали размышления любого образованного человека по поводу устройства мироздания, господства мирового порядка над бытием.

Редкие предметы могли как располагаться в нескольких ящиках, так и занимать целую комнату. В XVI веке собиранием удивительных артефактов увлекалась вся Западная Европа. Неослабевающая страсть высшего общества к собиранию разнообразных редкостей и древностей способствовала появлению небольших по размеру, богато декорированных шкафчиков — кабинетов. В XVII столетии кабинеты превратились в отдельные произведения искусства, украшались маркетри, резьбой, инкрустацией и позолотой. Они стали самыми роскошными предметами мебели во многих частях Европы и своего рода символом социального положения его владельца.

Можно представить, как аристократ, решив удивить и развлечь своих гостей, подходит к кабинету и раскрывает сначала глухие дверцы. Кабинет открывался лишь ключом, дверцы не имели ни ручек, ни скоб. За дверцами — многочисленные небольшие ящички, симметрично расположенные по бокам от центра, оформленного как архитектурное сооружение — колонный портик с небольшой арочной дверкой. Выдвигая ящички и доставая удивительные артефакты, хозяин имел возможность рассказать историю каждого объекта или поведать о своем эпическом приключении. В недрах кабинета, скрывались не только подлинные удивительные объекты природы (раковины, моллюски, необычные корни), драгоценности (монеты, геммы), но и совершенно фантастические предметы-курьёзы. Например, знаменитые русалки, которые делались из верхней части туловищ обезьян, пришитых к хвосту рыб. В ящичках могли скрываться и амурные вещицы, тайные свидетельства любовных приключений самого хозяина кабинета. Обязательно в кабинетах присутствовали потайные отделения, не заметные на первый взгляд обывателю. Так, архитектурная деталь — треугольный фронтон — является камуфляжем для внутреннего ящичка. Три нижних ящичка, на самом деле, всего один, имеющий внутри специальные вставки для письменных приборов.

Особого внимания заслуживает материал, из которого выполнен кабинет. Это кипарис — дерево, распространённое в северо-восточной части Италии. Кипарис считается драгоценным видом древесины, так как обладает особыми свойствами. Эфирное масло, содержащееся в дереве, отпугивает насекомых. Оно не подвержено влиянию биологических фактов, гниению, не по вкусу термитам и жучкам. Можно было не волноваться за сохранность документов и драгоценных артефактов, которые хранились в таких кабинетах. Кроме того, и сами помещения, где находились кипарисовые кабинеты, длительное время сохраняли приятный запах и свежесть.

Кабинет привлекает и своим оформлением. Поверхность боковых стенок и все дверцы украшены неглубокой резьбой с изображением мужских фигур на перфорированном фоне. В ходе проведённых лабораторных исследований выяснилось, что перфорированный фон жёлтого цвета не что иное, как тонкий слой золота. А уже само золотое покрытие было нанесено на свинцовую подложку. Также при отделке кабинета использована техника penwork — рисунок, выполненный пером. Художник в росписи использовал чернила с железосодержащим пигментом и перо, но не одно, а целых три, разных по толщине.

Сами изображения мужчин также вызывают интерес. Дух эпохи Возрождения проявился не только в перемене социально-экономических отношений, но и определил новый идеал красоты, новую её оболочку — костюм. Именно за Италией в течение трёх столетий Возрождения оставался безоговорочный приоритет в этой области. Мужчины в ту эпоху покоряли великолепием своего наряда. Художнику удалось передать богатство и разнообразие узорных тканей мужского костюма. Причём виртуозно изображён не только мужской костюм. Приоткрыв тайную дверцу кабинета, можно увидеть прекрасную даму. В отличие от мужского костюма, женские одеяния отличались простотой формы, чистотой линии и силуэта, что соответствовало определённому эстетическому идеалу женской красоты. Хотя перед нами, несомненно, несколько стилизованный вариант моды XVI — XVII веков, но в целом костюм, переданный художником, — мягкий, струящийся и элегантный, отражает идеализацию человеческой фигуры, столь характерную для искусства итальянского Возрождения.

Дополняют убранство кабинета аллегорические и символические изображения на панелях ящичков: крылатые нимфы и священные львы. Изображение льва символизирует склонность к одиночеству и созерцанию, отшельничеству и размышлениям. Нимфы — божества природы: морей, рек, деревьев. Наверное, неспроста художник изобразил их там, где хранились сокровища с разных уголков земли.

В собрание музея-заповедника «Зарайский кремль» кабинет поступил в 1919 году из имения Сенницы Зарайского уезда. В начале XIX века имение принадлежало Михаилу Юрьевичу Виельгорскому — образованнейшему человеку своего времени, философу, лингвисту, музыканту, одному из близких друзей А.С. Пушкина. В дальнейшем имением владела его дочь Анна Михайловна, в замужестве Шаховская. Последней владелицей была внучка Михаила Юрьевича, графиня Мария Александровна Келлер. Факт бытования кабинета в имении Виельгорских и их потомков на протяжении XIX — нач. XX веков подтверждают фотографии интерьера гостиной в барском доме, хранящиеся в фондах музея.

В 2018 году кабинет побывал в руках реставраторов из научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря. Предмет поступил в мастерскую с сильным усыханием древесины, с разрывами массива дерева, с множеством утрат мельчайших деталей. Со слов заведующего мастерской реставрации мебели, реставратора высшей квалификационной категории Романа Студенникова, кабинет оказался со «сложным» характером. В ходе работ выяснилось, что предмет подвергался реставрации в более раннее время — в XIX веке. Реставратором была произведена кропотливая работа по разборке предмета, восстановлению утраченных деталей и декора.

В настоящее время шедевр мебельного искусства эпохи Возрождения, кабинет итальянских мастеров XVII века, представлен на выставке «В кругу друзей», посвящённой 220-летию со дня рождения русского поэта А.С. Пушкина.

Ведущий научный сотрудник научно-фондового отдела Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль» Татьяна Стрелка.