Зарайск. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 10 декабря

пасмурно0 °C

Онлайн трансляция

К 100-летию музея-заповедника «Зарайский кремль»: работа — в радость

21 авг. 2018 г., 11:21

Просмотры: 182


Общеизвестно изречение Константина Станиславского «Театр начинается с вешалки». А с чего, как вы думаете, начинается музей?..

Что касается организованных групп туристов, то, на мой взгляд, музей для них начинается с экскурсовода, который, собственно, и служит их проводником по музейным сокровищницам. Для тех же посетителей, кто предпочитает самостоятельно путешествовать по экспозиционным залам, своего рода лицом музея становятся, как мне кажется, смотрители.

Смотритель зала — одна из музейных профессий, за кажущейся простотой которой скрывается и громадная ответственность за сохранность бесценных экспонатов, и терпение, и, если хотите, выносливость. Да-да, именно выносливость, когда речь идет о наплыве посетителей в выходные и праздничные дни. Одно дело, когда в зале пять-семь гостей, и совсем другое, если таковых два десятка и у каждого свой интерес. Даже у взрослого человека нет-нет да рука непроизвольно тянется потрогать раритетный экспонат (так сказать, прикоснуться к истории), что уж говорить о детях — тут нужен глаз да глаз. Иной раз смотрителю чашку чая выпить некогда: посетители идут сплошным потоком, пост не оставишь.

При всём при том — неизменное радушие и внимание к гостям музея, готовность помочь сориентироваться в многообразии экспонатов, и не только. Зачастую посетители обращаются к смотрителям с самыми разнообразными вопросами, начиная от элементарного «где попить кофе?» и заканчивая историей бытования того или иного предмета. Разумеется, если вопрос требует глубокого освещения, гостей переадресовывают к научным сотрудникам. Но и смотрителям волею или неволею, дабы не попасть впросак, приходится овладевать азами информации.

Впрочем, как раз этот аспект постижения нового, по признанию многих наших смотрителей, является одной из положительных сторон ранее не знакомого для большинства из них дела. Не секрет, что в этой должности работают, в основном, после выхода на пенсию (зарплата, скажем так, не слишком велика для того, кому необходимо содержать семью, поднимать детей). Как правило, человек начинает заниматься деятельностью, кардинально отличающейся от его прежней профессии. Если это дело, что называется, задевает его за живое, вызывает интерес — значит, он приживется на новом месте (как остроумно заметил один из наших сотрудников, «в музее не просто работают — в музее живут»). Понятно, что в любой профессии огромную роль играет неравнодушие и любовь к ней, но для музейных сотрудников, напрямую связанных с посетителями, это особенно актуально.

Поверьте, гости музея очень ценят такое отношение к себе. Свидетельством тому служат многочисленные отзывы со словами благодарности в адрес смотрителей, оставленные посетителями.

— Уникальный музей — Эрмитаж в миниатюре! — и такие чуткие сотрудники в залах.

— Спасибо, получили истинное удовольствие от общения со служителями музея.

— Благодарим за радушный приём и удивительно чуткое отношение к гостям.

— Великолепный музей и очень общительный персонал. Пять с плюсом!

— Спасибо за гостеприимство! Очень живая и радостная атмосфера в залах, добрый приём.

— Хочется отдельно поблагодарить персонал музея. Удивительно культурные, вежливые люди, которые окутывают теплотой, как только переступаешь порог зала.

Согласитесь, подобные отзывы посетителей дорогого стоят. В свою очередь, и смотрители получают удовольствие от работы: признаются, что нередко проникаются гордостью за музейные экспозиции, когда гости делятся с ними своими впечатлениями от увиденного, выражают искреннюю благодарность. Несмотря на физическую усталость в дни многолюдия в залах музея, испытывают  чувство удовлетворения от того, сколько людей открыли для себя «маленький Эрмитаж в провинциальном Зарайске». Такая работа — в радость.

Ирина ГОРОДЕНЦЕВА,

учёный секретарь музея-заповедника «Зарайский кремль»